Категории

Опрос на сайте

Интересуют ли Вас вопросы экологии?
  •  Да очень сильно
  •  Нет, мне это не интересно
  •  Иногда, когда о ней говорят по т.в.

Видовая предрасположенность к некоторым видам обучения


Врожденное и приобретенное поведение с наибольшей очевидностью дифференцируются при анализе процесса обучения, особенно процесса приобретения навыков в естественных условиях жизни вида.

Этологи показали, что "приобретенное" поведение – обучение и другие виды взаимодействий со средой – имеют в ряде случаев избирательность. В настоящее время существует много данных об избирательных свойствах способности к обучению. Одним из первых на это обратил внимание У. Торп. В его опытах птенцы зябликов, выращенные в изоляции от сородичей, но контактировавшие с птицами других видов, из всех слышанных ими песен усваивали ту, которая более всего была похожа на песню их вида.

Интересный пример избирательной способности, "предуготовленности" к обучению определенного типа, – поведение кулика-сороки. Эта птица, обитающая на побережье, по форме тела и окраске действительно напоминающая сороку, специализирована на питании моллюсками. "Инструментом" для раскалывания раковин служит характерный для птиц длинный и крепкий клюв. Уже в первый день после вылупления из яйца птенцы в более или менее точной форме выполняют соответствующие комплексы действий, характерные для этого вида при раскалывании раковины. Пока клюв птенцов не станет твердым, их кормят родители. В этот период происходит своеобразное "совершенствование" и оформление пищедобывательного поведения за счет следующих видов обучения:

1) образования у них условного рефлекса на моллюсков определенного вида;

2) тренировки способности отделять тело моллюска от раковины;

3) подражания родителям в способе открывания раковины с брюшной, или со спинной стороны, так как потенциально птенцы готовы к использованию обоих способов.

Используя генетические термины, можно сказать, что в генотипе этого вида зафиксирована не только "программа врожденных действий", но и "инструкция" по способам индивидуального приспособления особи. Сама возможность осуществления некоторых видов обучения, т.е. того, что и как будет выучиваться, предопределена достаточно узкой нормой реакции. Такое предопределение может быть специфично для вида, и большинство видов действительно "запрограммировано" на обучение своим собственным способом.


<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  Следующая > В конец >>