Категории

Опрос на сайте

Интересуют ли Вас вопросы экологии?
  •  Да очень сильно
  •  Нет, мне это не интересно
  •  Иногда, когда о ней говорят по т.в.

Развития охраняемых природных территорий


Духовный подход к созданию ООПТ основан на нравственных, этических, эстетических аспектах отношения к природе. Сторонники этого подхода (в России начала XX в. это, прежде всего, И.П. Бородин, А.П. Семенов-Тян-Шанский) считали, что культивирование любви к природе одновременно способствует воспитанию духовности, нравственности, чувства патриотизма. Сохранение природы прививает уважение ко всему живому, любовь к красоте. Природная гармония должна служить эталоном для человечества, а охранять ее - наш нравственный долг. Таким образом, считалось, что природа самоценна, вне зависимости от того, приносит ли она пользу человеку, а другие живые существа, наряду с человеком, имеют равное право на существование. Этому мировоззрению соответствуют различные оттенки философских учений о нравственном самоограничении, а также об экологической этике (Ж..Ж.. Руссо, Г. Торо, А. Швейцер). Такой тип отношения людей к окружающему миру, когда человек ощущает этот мир и свое бытие в нем как благо, относится к нему любовно, без желания что-либо изменить или исправить, философы называют "иоанновским". "Иоанновский мессианский человек чувствует себя призванным создать на земле высший божественный порядок..., хочет восстановить всю ту гармонию, которую он чувствует в себе. Так ощущали первые христиане и большинство славян...". Подобная точка зрения распространена среди многих деятелей культуры, некоторых философов, участников "зеленого" движения.

Научный подход, наряду с утилитарным и эстетико-этическим подходами к охране природы и созданию ООПТ, возник во второй половине XIX в., когда оформились такие науки как экология, фитоценология, ландшафтоведение, ставившее целью комплексное изучение природы и воздействия на нее человека. Основоположники этого подхода В.В. Докучаев, Г.Н. Высоцкий видели в девственной природе образец гармонии, целесообразности, продуктивности, которым необходимо следовать при хозяйственной деятельности. Таким образом, для того, чтобы дать природопользованию прочную научную основу, необходимо для сравнения с хозяйственно используемыми землями в качестве эталонов иметь образцы дикой природы для изучения законов их строения и развития. Именно на основе этих представлений о заповедных первозданных участков природы, принципе невмешательства в "лабораторию природы", о природных эталонах, принимаемых за точку отсчета при хозяйственных преобразованиях и возникла система российских заповедников. Подобный образ мыслей в основном преобладает среди ученых-естествоиспытателей. Разумеется, подобное разделение на три группы исходных мотиваций весьма условно. Однако, несмотря на некоторые разногласия в философских, морально-этических основах, все три подхода признавали необходимость территориальных форм охраны природы. Вследствие этого в течение всего XX в. во всех странах мира наблюдается тенденция к росту площадей ООПТ, особенно выраженная в последние десятилетия. Если в 1982 г. ООПТ занимали около 2% площади суши, то в 1992 г. - 4,8%, в 1997 г. -8,8%, а в конце 2000 г. - 10,1%. В то же время, как справедливо заметил Н.Ф. Реймерс, "в силу объективных и субъективных причин существует всемирная тенденция которую можно оправдать и приветствовать, но нельзя признать строго научным подходом создавать как можно больше охраняемых участков вне связи с реальностью их сбережения и составления ими системы поддержания экологического баланса. Экологическое планирование как таковое либо отсутствует, либо только декларируется... Поскольку нет даже попыток осознанно (научно) регулировать экологический баланс, возникает природоохранная экспансия, заменяющая планово-экологический подход". Очевидно, на смену простому механическому увеличению площадей ООПТ должно прийти ландшафтно-экологическое планирование, в основу которого положен системный подход.


<< В начало < Предыдущая 1  2  3   Следующая > В конец >>