Категории

Опрос на сайте

Интересуют ли Вас вопросы экологии?
  •  Да очень сильно
  •  Нет, мне это не интересно
  •  Иногда, когда о ней говорят по т.в.

Проблема инстинкта в трудах российских ученых


Эти работы существенно расширили спектр изученных видов и таксономических групп млекопитающих по сравнению с теми, которые были изучены ранее.

В частности, было описано поведение морских млекопитающих (Крушинская, Лисицына, Яблоков и др.), копытных (Баскин) и хищных представителей семейств псовых (Поярков, Бадридзе, Никольский, Фроммольт, Овсянников, Крученкова, Гольцман), кошачьих (Матюшкин, Руковский) и медведей (Беликов, Куприянов, Пажетнов).

В значительном числе работ авторы сочетали наблюдения за животными в естественных условиях и в вольерах, что позволяло уточнить многие, недоступные при наблюдениях только в природе, детали поведения, в том числе связанные с организацией сообществ и коммуникации у целого ряда видов. Наряду с этим проводились исследования поведения приматов (Фирсов, Дерягина), птиц (Панов) и грызунов (Гольцман и др. Никольский,Пошивалов, Мешкова, Федоровичи др.).

В эти же годы появилось новое направление в фундаментальных, начатых еще при жизни И. П. Павлова исследованиях высшей нервной деятельности человекообразных обезьян в Колтушах.

В дополнение к лабораторным экспериментам, посвященным сравнительной оценке разных видов памяти обезьян, их способности к подражанию, формированию довербальных понятий. Л.А. Фирсов в течение ряда лет исследовал поведение шимпанзе в условиях приближенных к естественным.

С этой целью в течение нескольких полевых сезонов группу шимпанзе выпускали на небольшой озерный остров в Псковской области. Исследователи наблюдали за тем, как воспитанные в неволе шимпанзе осваивают природные корма, строят гнезда, избегают опасности. Для анализа орудийной деятельности обезьян были созданы специальные установки, получить пищу из которых можно было только при помощи орудий – палок, выломанных в ближайшем лесу. Наряду с этим в природных условиях были повторены опыты на выбор по образцу, где в качестве стимулов использовались не геометрические фигуры, как это практикуется в лабораториях, а растения, цветы, веточки, палочки и другие природные объекты. В процессе наблюдений велась киносъемка, и на ее основе был создан фильм "Обезьяний остров".