Категории

Опрос на сайте

Интересуют ли Вас вопросы экологии?
  •  Да очень сильно
  •  Нет, мне это не интересно
  •  Иногда, когда о ней говорят по т.в.

Непосредственные предшественники классической этологии


Ф.Я.И. Бейтендийк. Нидерландский ученый Ф.Я.И. Бейтендийк (1887–1974) довольно широко известен своими трудами в области философии антропологии, тогда как его исследования в области сравнительной психологии известны значительно меньше. Он был учегакоц фон Юкскюля и в своих ранних работах пытался объективными методами исследовать присущие животным организмам "пространственные и временные структуры поведения", реализуемые на основе процесса "сенсомоторной селекции", специфичной для каждого вида. Его исследования были также посвящены сенсомо-торному научению, формированию условных рефлексов с элементами предвидения, описанию межвидовых агрессивных контактов, анализу игр животных и многим другим проблемам. Многие выводы и теоретические положения Бейтендийка остаются малоизвестными и по сей день, хотя лежат в русле концептуальных и методологических подходов, свойственных сравнительной этологии.

У. Джеймс. Один из основоположников современной психофизиологии американский ученый Уильям Джеймс (1842–1910) дал определение инстинкта как "способности действовать целесообразно, но без сознательного предвидения цели, и без предварительной выучки производить данное целесообразное действие".

Приводя примеры целесообразности инстинктивных действий, Джеймс отмечает, что нервная система животного обеспечивает предорганизованный комплекс реакций, который, однако, вызывается не простой стимуляцией, а "чувственными впечатлениями, восприятием или образом".

Он считал необходимым допустить, что каждое существо рождается приспособленным к восприятию определенных объектов среды, подобно тому как ключ соответствует замку. Представления Джеймса об инстинктах включали и другие понятия, которые предвосхитили концепции классической этологии. В частности, он постулировал представления о специфической мотивации, о критических периодах в формировании инстинктивных действий и об их взаимодействии с навыками в ходе приобретения животным индивидуального опыта. Интересно отметить, что Джеймс не согласился с распространенной в его время точкой зрения, что ввиду высокого уровня развития интеллекта человек обладает малым числом инстинктов. Он, напротив, утверждал, что у человека больше различных инстинктов, чем у животных, которые, однако, оказываются замаскированными его способностью к обучению и мышлению. Это представление впоследствии получило подтверждение и развитие в работах по этологии человека.