Категории

Опрос на сайте

Интересуют ли Вас вопросы экологии?
  •  Да очень сильно
  •  Нет, мне это не интересно
  •  Иногда, когда о ней говорят по т.в.

История изучения проблемы мышления, или рассудочной деятельности, животных


На базе своих исследований Л. В. Крушинский сформулировал целостную концепцию физиолого-генетических основ рассудочной деятельности животных, которая обобщала все многообразие полученных им фактов и имела многочисленные точки роста, так как открывались перспективы дальнейших работ. Основные полученные им результаты и теоретические воззрения изложены в его книге "Биологические основы рассудочной деятельности," посмертно удостоенной Ленинской премии и переведенной на английский язык. В 1991 и 1993 гг. были изданы два тома "Избранныхтрудов" Л.В. Крушинского, в которые вошли наиболее важные статьи из его научного наследия. Если работы Л.В. Крушинского показали, что простейшие формы разумного поведения имеются у широкого круга позвоночных разных таксонов, то выявлению предпосылок для возникновения наиболее сложных форм мышления человека способствовали эксперименты по обучению антропоидов языкам-посредникам. По мере накопления данных о многообразных проявлениях сходства психики человека и человекообразных обезьян закономерно возникал вопрос о том, что и такая специфически человеческая черта, как способность к речи также может иметь какие-то зачатки у приматов. Попытки проверить такую возможность неоднократно предпринимались еще в начале века. Правда, они заставили сделать вывод, что обезьяны говорить не могут.

Однако еще в 20-е годы Р. Йеркс, а в 50-е годы украинские исследователи Л.И. Уланова и А.И. Счастный (1972) высказывали мысль о том, что неудача этих опытов связана прежде всего с неспособностью обезьян к артикуляции из-за несовершенства голосового аппарата. Они предположили, что язык жестов был бы более органичным средством для общения с приматами. Такой эксперимент был впервые осуществлен американскими учеными Беатрис и Алленом Гарднерами. В 1966 г. они приобрели 10-месячную самку шимпанзе и растили ее, как ребенка. С Уошо постоянно занимались воспитатели, которые при ней общались между собой только с помощью амслена – жестового языка глухонемых. Предполагалось, что обезьяна будет подражать людям, но оказалось, что ее пришлось обучать специально. В возрасте 4 лет Уошо усвоила 130 знаков, к месту употребляла их, объединяла слова в небольшие предложения, придумывала новые знаки, шутила и даже ругалась. Работа Гарднеров оказала огромное влияние на науку о поведении животных, на представления о происхождении мышления человека. Она имела резонанс, который можно сравнить, например, с интересом к опытам В. Келера.