Категории

Опрос на сайте

Интересуют ли Вас вопросы экологии?
  •  Да очень сильно
  •  Нет, мне это не интересно
  •  Иногда, когда о ней говорят по т.в.

История изучения проблемы мышления, или рассудочной деятельности, животных


По словам Р. Йеркса, "результаты экспериментальных исследований подтверждают рабочую гипотезу, согласно которой научение у шимпанзе связано с иными процессами, нежели подкрепление и торможение. ... Можно предполагать, что в скором времени эти процессы будут рассматриваться как предшественники символического мышления человека". Поскольку искать элементы мышления представлялось наиболее логичным именно у высокоорганизованных животных, эксперименты проводились главным образом на антропоидах, так что один из более поздних исследователей говорил о господстве "шимпаноцентризма" в науке о поведении. Эти работы позволяли уточнить границу между психикой человека и животных, продемонстрировав уже на первых этапах исследований, что между ними нет непроходимой пропасти. Подтверждение и развитие эти представления получили в 70–90-е годы в опытах с обучением антропоидов языкам-посредникам.

Наряду с работами на приматах, уже начиная с 30-х годов, рассматривался и другой аспект проблемы: существуют ли зачатки мышления у не столь высокоорганизованных позвоночных. Одной из первых попыток исследовать этот вопрос явились работы американских исследователей Майера и Шнейрлы. Исследуя способность белых крыс к решению задач на обходные пути, преодоление различных преград, а также к обучению в лабиринте, они пришли к выводу, что и грызуны обладают некоторыми зачатками рассудочной деятельности. Основанием для такого заключения послужила обнаруженная у грызунов способность в новой ситуации "спонтанно интегрировать изолированные элементы прошлого опыта, создавая новую, адекватную ситуации поведенческую реакцию".

В отличие от этого, обучение, по их мнению, обеспечивает лишь ответ на сохраняющиеся в памяти признаки или воспроизводит за счет сходного состояния мотивации ранее уже осуществлявшиеся реакции. Другой подход к поиску элементов разума у более низкоорганизованных животных – исследование способности к обобщению и формированию довербальных понятий – применил О. Келер.

О. Келер. Работы немецкого ученого Отто Келера составили важнейший этап в исследовании зачатков мышления у позвоночных-неприматов. О. Келер был коллегой и единомышленником К. Лоренца. В 1937 г. они основали и долгие годы издавали "Журнал психологии животных," позднее переименованный в "Ethology", в котором были опубликованы многие исследования этологов. О. Келер исследовал широкий круг проблем поведения животных, но основную известность получили его опыты по обучению птиц "счету", а точнее – оценке и оперированию количественными, и в особенности числовыми параметрами стимулов. На основании этих опытов он пришел к выводу о высокой способности птиц к обобщению количественных параметров стимулов и сформулировал представление о наличии довербального мышления не только у антропоидов, но и у некоторых позвоночных-неприматов. По его мнению, не речь привела к развитию у человека способности к обобщению, а наличие такой способности у наших древних животных предков явилось основой для возникновения речи. Такие же взгляды, исходя из общих представлений о закономерностях эволюции, высказывал также академик Л.А. Орбели.