Категории

Опрос на сайте

Интересуют ли Вас вопросы экологии?
  •  Да очень сильно
  •  Нет, мне это не интересно
  •  Иногда, когда о ней говорят по т.в.

Исследования способности животных к обучению


Подобные тенденции стали господствующими после так называемой "Павловской сессии" АН СССР в 1950 г. На этой сессии была сделана попытка официально утвердить право на существование в физиологии лишь одного исследовательского направления – созданной академиком К.М. Быковым теории "кортико-висцеральной патологии". По словам В.В. Парина, последователи этой теории отвергали как "порочные" все реально существующие факты, которые не укладывались в рамки концепции. Вплоть до середины 60-х годов практически каждое научное сообщение – статья или доклад – в обязательном порядке должны были упоминать о "единственно верном научном направлении материалистической науки" в области физиологии – павловском учении.

Эта подгонка "под Павлова" или "под Быкова" превращала учение Павлова об условных рефлексах из научного направления в набор догм, следовать которым надлежало не только в области высшей нервной деятельности, но и в общей физиологии, медицине и психологии.

Мы не имеем возможности сколько-нибудь подробно останавливаться на описании учения о высшей нервной деятельности. Отметим однако, что вклад идей, представлений и экспериментальных данных, полученных в лабораториях самого И.П. Павлова и его учеников, действительно очень велик.

В последние годы Павлов вплотную Подошел к необходимости изучения генетики высшей нервной деятельности. В тот же период в его лаборатории проводились исследования некоторых интеллектуальных способностей человекообразных обезьян, которые позволили ему высказать представления о наличии у животных более высокого уровня интегративной деятельности мозга, чем условный рефлекс.

Л.Г. Воронин. Из многочисленных учеников И.П. Павлова мы упомянем Леонида Григорьевича Воронина (1908–1983), который начинал свой путь экспериментатора в Колтушах под руководством Л.А. Орбели, но большую часть жизни работал в МГУ. Начиная с 1953 г. и до конца жизни он возглавлял созданную им на биологическом факультете кафедру высшей нервной деятельности. Работы Л.Г. Воронина и его учеников были посвящены исследованию условно рефлекторной деятельности животных разных таксономических групп, имеющих разный уровень развития мозга. Этот, как тогда говорили, филогенетический подход был своего рода продолжением начатой Торндайком характеристики способности к обучению у животных разного уровня организации. Подтвердив ранее установленные факты отсутствия принципиальных различий в скорости формирования простых условных рефлексов у животных с высокоразвитым мозгом и у представителей относительно примитивных групп, исследователи перешли к сравнительной оценке формирования так называемых "цепей" условных рефлексов. По мысли Л.Г. Воронина, они были отражением возможностей аналитико-синтетической деятельности мозга животных соответствующего уровня организации. Он рассматривал данные этих экспериментов как подтверждение правильности "павловского" тезиса об исключительной роли условного рефлекса как единицы поведения в целом.